О СУЩНОСТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Что представляет собой капитализм?
Говоря о капиталистическом строе, говорят о том, что капитализм ставит экономику выше политики. А значит, максимально заботится о том, чтобы удовлетворить всяческие материальные запросы людей, чтобы люди вкусили «достойной жизни», как это называют президенты России, начиная с Ельцина.
Собственно говоря, при капитализме экономика ставится даже не только выше политики, а превыше всего, т.к. если экономика выше политики, то она автоматически оказывается выше всего.
Капиталистическая экономика состоит из частных предприятий, т. е. находящихся в частных руках предпринимателей-коммерсантов. Цель существования каждого частного предприятия – это корысть, материальная прибыль владельца предприятия. И чем грубо материальнее, корыстнее владелец частного предприятия, тем более сильным стимулом для него являются деньги. Чем более сильным стимулом для него являются деньги, тем лучше он обеспечит самую прибыльную работу своего предприятия. А менее корыстных своих конкурентов вытеснит из бизнеса. При капитализме побеждает всегда самый корыстный.
Впрочем, человечество так живет уже давно. В этом отношении при крепостничестве, при рабовладельчестве все было так же.
Но капитализм пошел дальше. Постепенно выяснилось (подсчитали), что подневольный труд менее эффективен, чем свободный. И рабов и крепостных освободили. И капитализм выдвинул для всех простых рабочих и крестьян лозунг: свободный труд за деньги. Чем больше и лучше работаешь – тем больше получаешь. Чем больше все наемные рабочие стремятся к получению больших зарплат, тем больше и лучше они работают, и тем выгоднее все это их работодателю, тем бóльшие прибыли он, в конечном счете, получает. Так капитализм пошел дальше в использовании человеческого корыстолюбия.
Вся капиталистическая экономика основывается на всеобщем корыстолюбии (и работодателей, и их наемных работников), тотальном стремлении к обогащению, личной выгоде – капитализм буквально культивирует в каждом человеке корысть, жажду наживы. И не может не культивировать, т. к. вся капиталистическая система держится только на этом.
Освободив рабов и крепостных, частные производители извлекли из этого для себя самих огромную пользу. Миллионы простых людей, работая как лошади, стали иметь в карманах больше денег. Свободный труд эффективнее – и благодаря этому и частники-капиталисты стали получать больше прибыли, и простым людям доставалось тоже все-таки побольше, чем они имели в качестве рабов. Капиталисты извлекли и из этого дополнительную прибыль: стали продавать товары этим самым «разбогатевшим» рабочим – а в результате сами получили от этого доход. Появилась реклама, которая не только начала преследовать людей на улицах, но и, с изобретением радио и телевидения, стала неотступно преследовать людей и в их домах.
Ну, что касается рекламы – это, конечно, только наслойка. Правда, наслойка важная. Она действует с той же целью: еще больше зацикливать людей на чисто материальных ценностях и целях, как можно сильнее приковывать их внимание к чисто материальным ценностям и целям и дать возможность коммерсантам получать еще больше прибыли (по подсчетам экономистов, в среднем реклама позволяет повысить цену товара на треть). Но если рекламу устранить вообще, то и без нее капиталистическая система останется жизнеспособной и прибыльной. Но вот без основного фундамента – всеобщего корыстолюбия, зацикленности на материальных ценностях, капитализм существовать никак не может. Капиталистическая система нуждается в массовой заматериализованности, корыстолюбии, эгоизме людей. Всеобщий эгоизм капиталистической системе жизненно необходим – без него она вообще не сможет существовать, а чем меньше будет в людях заматериализованности и корыстолюбия, тем хуже будет работать капиталистическая экономика.
«Сверху» капиталистическая экономика нуждается в как можно более сильном корыстолюбии частных предпринимателей, т.к. чем выше их корыстолюбие, тем лучше они обеспечат работу их частных заводов, фабрик и т.д. «Снизу» капиталистическая экономика нуждается в как можно большем корыстолюбии рабочих, т.к. чем больше они будут хотеть материальных благ, а для этого чем больше они будут хотеть заработать побольше денег и жить богаче, тем больше и лучше будут работать, а так же и тем больше они будут покупать, принося прибыли производителям товаров, торговым посредникам, владельцам магазинов...
Чтобы капиталистическая экономика была эффективной, все люди должны быть как можно более корыстны и жадны до денег и материальных благ.
Всеми способами провоцируя людей на проявления и развитие корысти, капитализм фактически воспитывает в людях эгоизм и корыстолюбие, постоянно совершенствуясь в этом.
И чем дольше существует на Земле капитализм, тем больше он будет изо всех сил способствовать закреплению в сознании людей полного доминирования материальных, потребительских ценностей над морально-духовными, а в конечном счете, таким образом, способствовать моральному разложению человечества.
По сути – к моральному разложению людей никакие производители товаров, производители рекламы и т. п. скорее всего сознательно не стремятся. Но такая система работает только на корыстолюбии людей, как на своем топливе, и чем дольше существует такая система, тем больше корыстолюбия она в людях культивирует. А чем больше индивидуализма, эгоизма, корыстолюбия, тем меньше морали – это неизбежный процесс.
Кто-то скажет: «Да, капитализм – это зло. Капитализм дает человеку много соблазнов, толкающих его к разложению морали. Но преодолением препятствий и растет человек. Кто хочет – преодолеет и их».
У такой логики есть смысл. Да, преодолением препятствий мы растем.
Но, как сказано в одной довольно известной современной книге «Люди, как бы ни были крепки в своей вере, при постоянном искушении падут. Останутся единицы, но единицы не делают погоды. В этом виноват не человек, а такова его природа. Если по монастырю организовать прогулки голых девиц, от монастыря за короткое время ничего не останется. В миру живут еще более слабые люди. Мы, пишущие эти строки, все понимаем, но никто из нас не может сказать, что он безгрешен. Человек привыкает к порочному удовольствию независимо от понимания его опасности. Никто не может устоять против соблазна, если его системно, постоянно и профессионально искушают». В начале этой цитаты говорится о крепости в вере. Имеется в виду христианская вера. Но то же самое точно так же можно сказать о любых людях, независимо от их склонности к какому-либо вероисповеданию или к атеизму. Если обычных людей – народные массы – время от времени искушать какими-то аморальными соблазнами, в этом нет ничего страшного. Именно преодолениям таких соблазнов человек морально и духовно растет. Но постоянные искушения, как массированные бомбардировки, неизбежно приводят к постепенному все большему моральному разложению подавляющего большинства людей. И при таком положении дел это именно абсолютно неизбежный процесс.
Это не естественный процесс, когда человек видит вокруг себя искушения и решает, поддаться им или нет. Вся капиталистическая экономика заинтересована в том, чтобы как можно сильнее искушать людей.
Капитализм не был бы таким злом, если бы не существовало срастания капитала с властью. Но срастание капитала, т.е. крупнейших держателей капитала (банкиров, частных собственников) с властью при капитализме неизбежно. Его не может не быть.
Капитализм даже открыто и прямо ставит экономику выше политики. Тем самым сразу признавая подчиненность, зависимость политики от экономики и допуская влияние представителей экономики (крупнейших держателей капитала) на политику и подчинение политики потребностям представителей экономики, коммерсантов. Тем самым, все правительство страны, конечно, не абсолютно полностью, но в очень и очень большой степени (а как же иначе, если экономика выше…) неизбежно обязывает себя подчиняться интересам представителей экономики страны. В результате естественным образом представители крупнейших частных собственников гласно или не гласно рулят страной. Подчиняя в как можно большей степени всю жизнь в стране своей выгоде. Политики управляют всем в стране. А когда экономика выше политики, это значит, что экономика ставится превыше всего вообще. А капиталистическая экономика – это, на самом деле, интересы различных частных собственников, каждый из которых «тянет одеяло на себя» и думает только о своей выгоде, пытаясь переделать весь окружающий мир под достижение этой цели.
Формально, прямым текстом, нам вроде как никто ничего не навязывает и никто из коммерсантов ничего плохого в нас, вроде бы, не воспитывает. Наоборот. Создатели капиталистических законов явно провозглашают свободу вероисповедания. Хочешь – верь и делай богоугодные дела. Но церковь стоит где-то в одном месте и редко попадается на глаза. А если и попадается, то само здание церкви тоже никому ничего не навязывает. Другие достойные цели времяпрепровождения и приложения сил тоже себя не навязывают. А вот реклама маячит перед глазами постоянно и вроде бы тоже не навязывает, но… очень настоятельно предлагает и, таким образом, все-таки навязывает переключиться на хорошо видимые материальные цели: зарабатывать и тратить, зарабатывать и тратить…
Прямым текстом никто и никогда не говорит: будь как можно более эгоистичным, корыстным. Но говорится о естественности и даже необходимости рыночных отношений и конкуренции. Конкуренции за что? За выгоду. Каков смысл конкуренции? Сделай так, чтобы оторвать себе кусок побольше, а всем другим оставить поменьше. Это не пропаганда абсолютного эгоизма? Есть растительноядные животные. А есть каннибалы, для которых все окружающие – это только пища, включая и всех своих сородичей, кто только окажется послабее, кого можно осилить и съесть. С идеей конкуренции и, что важно, чисто эгоистической конкуренции за обладание материальными благами, людям внушается идея нормальности каннибализма. Или чего-то очень похожего на него.
Кроме того, раньше, в докапиталистическом мире, церковь не была отделена от государства. И в том докапиталистическом монархическом мире монарх был даже заинтересован в укреплении религии. Считалось, что власть царя – от Бога. И монарх был заинтересован в том, чтобы люди в это верили. А для этого нужно было, чтобы вера людей была сильна, чтобы роль религии в стране была сильна.
Теперь же идея «власть от Бога», а вместе с ней и монархия, канули в лету. (Не будем печалиться об этом. Монархия ушла в прошлое по объективным причинам, из-за своих недостатков, и воскрешению не подлежит.) Современному правителю (президенту) в этом отношении нет смысла способствовать усилению роли религии в стране. Теперь государство (светское) само по себе, религия сама по себе. А капиталистическому государству, хотя и негласно, но все же выгодно и необходимо, чтобы люди были не религиозны и альтруистичны, а корыстны. И капиталистическое государство всячески развивает в людях их способность бесконечно зарабатывать и тратить, ставя во главу своих ценностей деньги, богатство, мечту о достойной жизни, подразумевая под ней чисто материальное благополучие… а все, что нужно, вроде как можно просто купить. Таким образом, по сравнению со средневековыми монархическими странами, влияние капиталистического государства на людей безмерно выросло, а влияние церкви настолько же упало. И когда вся капиталистическая экономика как можно сильнее старается соблазнять человека на то, чтобы только зарабатывать и тратить, живя чисто материальными потребительскими интересами, религия уже никак не может компенсировать это духовно разлагающее влияние своим духовно облагораживающим влиянием.
Собственно говоря, применительно к религиям, все обстоит даже еще хуже.
Проблема даже не только в том, что сейчас никто не считает, что власть – от Бога, и потому современным правителям церковь стала не нужна.
Мало того. Даже при том, что религии отделены от государства, даже в таком виде их существование является внутренним конфликтом в развитии капстран. Для прибыльности экономики капстран необходимо, чтобы люди были как можно более эгоистичны. Религии же призывают к обратному, к развитию в людях, можно сказать, анти-эгоизма, моральных ценностей. Таким образом, религии совершенно явно мешают процветанию капиталистической экономики. И раньше или позже это противоречие неизбежно будет замечено и будут приняты меры по его устранению.
Сначала, при преобразовании монархий в капстраны с президентом во главе, то, что религии противоречат процветанию капиталистической экономики, не заметили и просто отделили религию от государства, не пытаясь угнетать ее. Религии существовали на Земле испокон веков, и трудно было осознать, что в новой экономической формации они смогут как-то мешать. Кроме того, при появлении на карте мира капстран с президентской властью долгое время многие другие страны оставались по-прежнему монархическими, а там религия продолжала быть нужна для утверждения той же идеи – власть от Бога. В монархических странах религия не могла быть запрещена, а потому и в президентских странах никак нельзя было запрещать свободу вероисповедания, чтобы не выглядеть хуже монархий. Потом же история человечества сложилась так, что появился СССР и, таким образом, с одной стороны, был создан прецедент государства, где религия запрещена, с другой же стороны, случайно, но вынужденно так получилось, что из-за конкуренции с СССР и в противовес политике СССР, свободе вероисповедания в капстранах стали придавать, наоборот, еще большее значение.
Когда в России возникло социалистическое государство, власть имущие и олигархи всех окружающих капиталистических государств испугались: а вдруг и в их странах не сегодня-завтра произойдут революции и начнутся национализации... Они поняли, что чтобы и в их странах не произошло то же самое, они вынуждены идти на компромиссы и улучшать жизнь простых трудящихся в своих странах так, чтобы она не имела разительных отличий (в худшую сторону) от жизни рабочих в СССР, а по возможности кое-в-чем и была бы лучше, чем в СССР, при этом, главное, не возбуждая в трудящихся желания слишком возмущаться своей жизнью и не вызывая в них желания пойти по пути СССР. В частности, в СССР была запрещена религия – и в противовес этому капиталистические страны надолго сделали свободу религии козырем, достоинством капиталистической жизни.
Но внутренний конфликт между капиталистической экономикой и облагораживающим влиянием религий остался. И можно не сомневаться, что пока еще люди помнят СССР и другие соцстраны, где религия была под гнетом, капстраны вынуждены будут сохранять свободу вероисповедания. Но, как уже в ХХ веке лидерами СССР религия была осознана, как нечто ненужное, как «опиум для народа», так и в капиталистических странах со временем неизбежно будет постепенно происходить процесс осознания (их власть имущими и олигархами), что религии, показывая материальные ценности, а также корысть и эгоизм в плохом свете, как нечто порочное, являются препятствием, мешают развитию капиталистической экономики. И, как только люди за давностью тех времен станут подзабывать СССР и когда сохранять в капстранах свободу религии в качестве противовеса положению дел в СССР станет бессмысленно, можно не сомневаться, что свобода вероисповедания неизбежно начнет и там, в капстранах, подаваться, как вредный рудимент прошлого, темных веков, «опиум для народа», и в конце концов будет полностью запрещена.
Возможно, сначала религии при капитализме начнут не запрещаться, а извращаться при покровительстве государства. Вместо православия и других давно существующих религий будут возникать новые лже-религии наподобие церкви сайентологии Хаббарда. И государство, а также все крупные и мелкие бизнесмены будут их поддерживать и помогать им (финансово и всячески) перетягивать в подобные новые вероучения паству от христианства и других, старых религий. Новые религии типа сайентологии будут подаваться в СМИ, как истинные, а старые религии – как устаревшие и фактически ложные. Ну а потом уже и новые религии, которые хотя и в извращенном виде, но все же являются некими смутными подобиями религий настоящих, будут постепенно запрещаться, как «опиум для народа».
Социализм, существовавший в СССР и нескольких других странах, по большому счету, по своей идеологии, не конфликтует с религией. Религия человека возвышает, предлагая ему моральные заповеди, и социализм поступает так же. Но капитализм и религия имеют принципиально противоположную идеологию. И рано или поздно это внутреннее противоречие неизбежно будет осознано и выльется в запрете религий в капстранах.
И, как только религии будут заклеймены, как вредные, и запрещены, монопольное влияние на людей капиталистических СМИ неизбежно выльется в тотальную моральную деградацию людей.
Вроде бы нам никто ничего не навязывает, но... весь образ жизни, который сформирован для нас для всех теми, кому выгодно, чтобы мы только и делали, что зарабатывали и тратили, тут же толкает всех забыть обо всяких высоких категориях и погрузиться в чисто материальную потребительскую жизнь. «Один раз живём!». «Бери от жизни всё!».
Весь образ жизни, который предоставляет человеку капитализм, настраивает его даже не на то, чтобы просто всем дружно богатеть. Такая течение событий, когда все дружно богатеют, на поверку оказывается мифом и ложью. На деле все, что может дать капитализм - это даже не спокойную и богатую жизнь, а только бесконечную конкуренцию за обладание материальными благами. Жизнь людей уподобляется бесконечной борьбе каннибалов.
Машина капитализма, состоящая из сросшихся бизнеса и власти, - это самое сильное образование, какое только можно вообразить. И пока капиталистическая машина, работающая исключительно на человеческом корыстолюбии и эгоизме, существует, никакие религии и никакие просветители не смогут изменить эту ситуацию.
Действие капиталистических порядков – как массированная бомбардировка. Полностью завися от человеческого корыстолюбия, работая на человеческом корыстолюбии, как на топливе, капитализм научился вторгаться почти в любые мыслимые и немыслимые ситуации человеческой жизни – вторгаться и толкать человека к проявлению потребительства, корыстолюбия.
И чем дольше мы живем в условиях капиталистической системы, тем больше эта система воспитывает поколений моральных уродов, абсолютно уверенных, что идея «Бери от жизни все!» – абсолютно нормальный и естественный смысл жизни человека.
Является ли такой образ жизни современных людей, несмотря на его недостатки, неизбежным?
В качестве отдельной главы этот текст в немного изменённом виде включён в работу "Эволюция общественных формаций", размещённую на этом же сайте.