На главную

КАПИТАЛИЗМ И КОНКУРЕНЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

1

Капитализм – общество на основе конкуренции, эгоизма, стяжательства. Капиталистическая экономика основана на том, что каждый капиталист, а точнее, коммерсант хочет выгоды (прибыли) для себя и все делает ради этого. При этом конкурирует с другими коммерсантами, каждый из которых так же хочет выгоды для себя. При этом идет конкуренция даже не только между коммерсантами, но и между коммерсантами и потребителями. И это агрессивный тип конкуренции.

Что такое конкуренция? До какой-то степени в конкуренции нет ничего плохого. Но можно выделить два типа конкуренции.

Первый. Когда человек поступает на работу или на учебу, скажем, в университет, там он может встретить конкуренцию – несколько претендентов на одно место учебы или работы. И тут конкуренция имеет даже благотворное влияние – под влиянием конкуренции человек вынуждает себя как можно лучше проявить свои качества. Но при поступлении на учебу или работу на конкурсной (конкурентной) основе, если человек не выдерживает конкуренции и не добивается своей цели, то при этом он и ничего не теряет. Он не имел работы или учебы и если он так и не сумел поступить на работу или учебу, он остается в том же положении, в каком и был, вот и все. Еще одна особенность такой конкуренции заключается в том, что человек часто может ее избежать, если не хочет или если считает, что не может конкурировать с другими – он, как правило, может поступить на такое место работы или учебы, которое будет не таким желанным для него, но за то, чтобы поступить туда, вообще не нужно выдерживать какой-то конкурс, потому что это место работы или учебы не такое желанное и для многих других людей, поэтому туда мало кто стремится устроиться и конкуренции практически нет.

Второй тип. Конкуренция же за материальные блага – совершенно другое дело. Во-первых, эта конкуренция идет по принципу: либо ты «съешь» конкурентов, либо конкуренты «съедят» тебя. Здесь цель – не только получить выгоду самому, но и, в идеале, обанкротить всех конкурентов. В такой конкуренции чем хуже идут дела у конкурентов, тем лучше тебе. Это уже совершенно не тот тип конкуренции, как предыдущий, здесь – вступив в конкуренцию, ты можешь либо выиграть и улучшить свою жизнь, либо проиграть и остаться в долгах, а совсем не в том же положении, в каком был до вступления в конкуренцию. Во-вторых, все наше общество, построенное на принципе такой конкуренции, практически не дает человеку не участвовать в ней. Когда общество построено на принципе конкуренции за материальные блага, хочешь ты или не хочешь, но ты участвуешь в этой конкурентной борьбе. Даже если ты сам не коммерсант. Как ты в этом участвуешь? Через конкуренцию между производителями и продавцами товаров с одной стороны и потребителями с другой стороны. Хочешь ты или не хочешь конкурировать, но у тебя есть материальные потребности (есть, одеваться и т.д.), ты вынужден потреблять товары и, как потребитель, вступаешь в конкуренцию с продавцами и производителями товаров – они-то добиваются своей выгоды в контактах с тобой. И это конкуренция жесткая, опять же по принципу: или ты... или тебя... А если человек не хочет сам конкурировать, но производители и продавцы товаров с ним, как с потребителем, конкурируют, ему же от этого еще хуже – он оказывается в положении, когда он сам не пытается никому сделать хуже и ничего ни у кого отобрать, но все его конкуренты стараются как можно больше отобрать у него, и если он не старается, а они стараются, то он неизбежно часто проигрывает. Положение потребителя – всегда «внизу пищевой цепочки», он не собирается никого есть, но им хотят полакомиться все. Цель частного производителя и продавца – произвести товар как можно дешевле, а продать как можно дороже. И тут идут в ход все ухищрения, чтобы удешевить товар всеми правдами и неправдами, всеми законными и незаконными способами, без обмана или с обманом покупателя. И старания обойти закон, обмануть покупателя, сделать вид, что товар очень хороший, при этом затратив на его производство минимум средств, неизбежны. Для частного производителя и продавца выгода превыше всего, а если так, то обман потребителя с целью выдачи чего-то плохого и дешевого за хорошее и дорогое неизбежен. Законы мешают обманывать потребителей, но огромное желание и старание производителей и продавцов обмануть потребителя неизбежно.

Отсюда происходят очень многие проблемы. Производители, делая вид, что производят нечто полезное, на самом деле производят то, что хуже, чем выглядит, а в некоторых случаях производители намеренно (скрыто до поры до времени) стремятся доставить потребителю проблемы, но только, конечно, проблемы сначала незаметные, чтобы в идеале вообще никто не узнал, что это намеренно созданная проблема. Конечно, проблемы создаются не просто так из вредности, а для того, чтобы потребитель больше покупал и приносил производителю больше прибыли, но от этого проблемы не перестают быть проблемами. Стремление ухудшить жизнь потребителя от того, что оно делается ради получения выгоды, не перестает быть фактом ухудшения жизни потребителю. В продукты добавляются дешевые, но вредные компоненты и т.д. и т.п. Законы мешают совсем уж грубо что-то подделывать и обманывать. Поэтому сегодняшние производители доходят до больших ухищрений в этом плане. Показательный пример. Настоящая цель производства товара – сделать его как можно надежнее, чтобы потребитель мог им пользоваться как можно больше. Но современные производители часто намеренно закладывают в выпускаемый товар ограниченные ресурсы, чтобы товар как можно скорее сломался и потребитель вынужден был бы купить новый. Сейчас производители все чаще и чаще намеренно стараются делать товары так, чтобы они ломались или начинали хуже работать вскоре после окончания гарантийного срока. Не так давно выяснилась информация, что в айфоны программно закладывают уменьшение их мощности через некоторое время, хотя айфон мог бы работать и дальше полноценно, но производителю нужно, чтобы не совсем новый айфон гарантированно стал работать хуже и потребитель захотел бы купить новый. Все чаще, например, компьютерная техника делается намеренно с плохим охлаждением, чтобы микросхемы от перегрева выходили из строя вскоре после окончания гарантийного срока. По сути – это мошенничество, обман, но обманывать научились так, что с точки зрения закона это не преступление.

Некоторое время назад было не так. Капиталистическая экономика Запада конкурировала с СССР. И тогда она вынуждена была действовать иначе. Тогда было понятно, что если ухудшать или даже просто не улучшать жизнь народа на Западе, то и в любой капстране могут, как в России, произойти революции, которые свергнут капитализм и все национализируют. В капиталистическом мире существовал тотальный страх революций и национализаций. Поэтому надо было конкурировать с СССР, пытаться делать все лучше, чем там, чтобы у рабочих капстран не возникало желания делать революций. И попытки сделать лучше не всегда, но часто удавались (кое-кто даже скажет, что удавались всегда). Это было такое время, когда производить качественные товары (в капстранах) – это было нечто само собой разумеющееся, и фирмы в процессе конкуренции между собой, может быть, не всегда, но очень часто соревновались в том, чтобы произвести как можно более совершенные, более качественные товары, и получали выгоду таким способом: чем более качественный товар производит фирма, тем больше его покупают. Частные производители, разумеется, всегда старались сделать производство товаров как можно дешевле, но при этом находили баланс в том, чтобы экономить и производить с выгодой, но и качественно. В результате капиталистическая экономика производила товары, часто бывшие лучшими, чем в СССР.

Теперь это стало не выгодно и не нужно. И капиталистическая экономика, лишенная необходимости конкурировать с СССР, пошла по тому пути, по которому она сама хочет идти, к которому она склонна. А суть капиталистической экономики: выгода превыше всего, и если выгоде помогает обман, то и обман это хорошо. И теперь она находит свою выгоду в ухудшении жизни потребителя.

 

2

Безмерная конкуренция – это конец капитализма? Возникает вопрос, на который должно будет ответить будущее: сколько еще времени капиталистическая система сможет выдерживать безмерное и бесконечное увеличение конкуренции?

Израильские колхозы кибуцы существуют десятилетиями. А как обстоит дело с долгожительством частных фирм… не в Израиле, а вообще в мире?

По статистике агентства Bloomberg, которое собирает и суммирует данные в десятках стран мира, в среднем 80% частных фирм терпят неудачу и закрываются уже в течение первых 1,5 лет. По другим, самым оптимистичным данным, цифра выживаемости новых бизнесов – не более 20% за первые 10 лет ведения бизнеса. Данные могут быть взяты из разных стран, где имеются разные условия ведения бизнеса, а в некоторых странах условия могут быть наиболее особыми и отличающимися. Например, по данным  Министерства Труда США там уже в течении всего 3 лет выживают только 50% новых бизнесов. По другим данным, в других странах эта цифра может быть и еще намного ниже – в течение 3 лет могут выживать и всего около 12% и даже около 3% фирм. Но остановимся на том, что лучшая цифра за долгий период – это не более 20% за 10 лет – еще лучшие результаты данные статистики давать отказываются.

Имея такой высокий процент банкротств, капиталистическая экономика в целом выживает только за счет непоколебимой алчности людей. Уже за 3 года не менее половины новых фирм не выживают, а за большие сроки не выживает большинство, но на место не выживших встают новые, которые надеются на бóльшую успешность.

И даже несмотря на алчность, например, в США статистика возобновляемости (заменяемости старых новыми) фирм в последние годы не очень хорошая: «Ежегодно, по всей стране открывается 400 тысяч новых компаний, в то время как 470 тысяч закрывается» (закрывающихся компаний стало больше, чем открывающихся, в 2008 году). «До 2008 года число стартапов ежегодно превосходило количество предприятий-банкротов примерно на 100 тысяч. Но за последние 6 лет эти цифры поменялись местами и общее количество стартапов по сравнению с ликвидированными компаниями составляет минус 70 тысяч» (это данные на 2016 г., http://mixednews.ru/archives/71307).

Причина закрытия бизнеса могут быть самые разные. Например, не хватает рынка сбыта. Но как в этой, так и в любых других причинах есть одна и та же теневая сторона. Например, если не хватает рынка сбыта (товар не покупают) – в этом как минимум отчасти виновата конкуренция: есть и другие фирмы, которые потребители лучше знают, и у них покупают. Или, например, фирма считает, что выпускает недостаточно хороший товар из-за недостаточно креативных работников. То есть они выпускают вещи, которыми вполне можно пользоваться и их могли бы купить, но… Но и здесь – если бы не было конкуренции с другими фирмами, выпускающими нечто более конкурентоспособное, то нашелся бы рынок сбыта и для менее конкурентоспособных товаров. И так во всем. Фактически к очень многим причинам в любом случае примешивается фактор конкуренции. Какая бы ни была причина банкротства – если бы, имея ту же причину, фирма оказалась бы в окружении меньшего числа конкурентов, она бы имела больше шансов выжить.

Капитализм выступает за неограниченное развитие конкуренции. Время от времени ее пытаются ограничивать, например, увеличивают таможенные пошлины на некоторые импортные товары, чтобы защитить интересы отечественных производителей. Но это сразу же вызывает возмущение соседей, т.к., по сути, это делается вопреки духу капитализма, нарушает нормы капиталистического взаимодействия. И в некоторых случаях страна, повысившая таможенные пошлины, молча терпит возмущение соседей, а в некоторых случаях и отменяет повышение пошлин. Но потом, зная, что это вызовет возмущение соседей, некоторые страны опять идут на увеличение таможенных пошлин, потому что при современном уровне конкуренции иначе никак.

При таком отношении к конкуренции эта самая конкуренция не может не повышаться со временем.

Конкуренция стала радикально усиливаться в прошлые века по причине механизации производства и повышения производительности труда. В небольшом количестве конкуренция существовала всегда. Но в прошлые века производительность труда была низкая и поэтому всю продукцию удавалось сбывать в ближайшей округе, где производитель был естественным монополистом или почти монополистом. Потом в результате механизации и повышения продуктивности производства рынка сбыта в ближайших окрестностях стало не хватать, стало нужно сбывать товар где-то дальше, а для увеличения продаж как можно привлекательнее рассказать о нем – так возникла необходимость сбыта товара в разных отдаленных от места производства местах, где есть и другие производители того же самого товара. Купцы, которые покупали что-то в одном месте и сбывали в другом, были всегда, и в средние века, и в античности, но с увеличением производительности производства это явление стало постоянно многократно усиливаться.

При этом растет и народонаселение планеты, но механизация производства растет быстрее. И благодаря механизации и увеличению производительности труда конкуренция не может не увеличиваться и будет увеличиваться безостановочно и безгранично всегда…

…Хотя это как будто не делает капиталистическую экономику в целом плохой, низко прибыльной – несмотря на большое количество неудач и банкротств у отдельных фирм, она – экономика в целом – вроде бы остается достаточно прибыльной и эффективной. Правда, эффективность экономики в целом – это одно, а то, что в течение нескольких первых лет занятия бизнесом подавляющее большинство фирм разоряются – это другое. Разоряющиеся фирмы – это разоряющиеся люди. И эффективность экономики в целом держится на таком странном факте, что подавляющее большинство разоряется…

При этом вся экономика в целом остается держаться на плаву и разорения отдельных фирм вроде бы не влияют на общую эффективность экономики. Суть процесса в том, что разорение множества фирм каждый год в каждой капстране – это разорение фирм, в подавляющем большинстве, мелких, которые разоряются, в первую очередь, даже не из-за конкуренции между собой, а не выдерживая сверхсильной конкуренции со сверхкрупными фирмами, которые могут еще и вбирать в себя ресурсы мелких банкротов. Хотя, повторим, на первый взгляд экономике капстран в целом это вроде бы и не вредит. Но этот процесс, убивая мелкие фирмы, тем самым блокирует вливание в экономику «новой крови» и создает извращенный вариант конкурентной борьбы, когда небольшое количество сверхкрупных фирм уничтожает то явление, которым всегда грезили люди при капитализме, считая его самым лучшим, что при капитализме может быть: уничтожает возможность простых людей открыть свое дело и разбогатеть… на фоне необходимости конкуренции со сверхсильными фирмами эта мечта теперь все больше превращается в пшик.

Но неконтролируемая («естественная») конкуренция и капитализм неразделимы, свободный рынок, неограниченная конкуренция – это основа капитализма.

Возникает вопрос: а сколько вообще это может продолжаться? До какой степени люди (открывающие бизнес) смогут терпеть усиление конкуренции? До тех пор, пока за первые несколько лет будут выживать только 10 или 5 или 1% возникающих фирм? Не проявит ли бесконечное усиление конкуренции противоречие – такое явление, когда уже будет явно видно, что сама конкуренция со сверхкрупными фирмами блокирует вливание в экономику «новой крови», полностью блокирует возможность новых людей заняться бизнесом, о чем при капитализме всегда мечтали?

Все это уже очень резко выявилось и дальше все больше будет выявляться, как внутреннее противоречие капитализма. И капитализм от этого противоречия избавиться не может, т.к. конкуренция это фетиш капитализма, но и максимальное экономическое развитие, улучшение людьми своего благосостояния с помощью вхождения в частный бизнес – это высшая цель капитализма, а конкуренция этому уже мешает, т.к. мешает тому, чтобы новые люди открывали свой бизнес…

К чему мы приходим? К тому, что капитализм не вечен. Он содержит в себе потенциал развития неразрешимых противоречий, к которым сейчас уже и подходит и которые, в то же время, попробовать разрешить можно, но только изменив основы общества, а это будет уже не капитализм, а нечто другое, что можно назвать, как минимум, посткапитализмом.

Другой вариант – это если мы исходим из того, что конкуренция морально ухудшает жизнь людей. Тогда мы переходим к такому обществу, где конкуренция ограничивается с той целью и таким образом, чтобы она именно перестала морально портить жизнь людей. А если мы исходим из моральной невыносимости современной конкуренции, то придется изменить общество несколько сильнее, т.к. в этом случае надо попытаться преодолеть и те формы конкуренции, которые прибыльности экономики не мешают, но портят жизнь людям. Например, ту форму, о которой говорилось выше, когда простой потребитель не хочет ни с кем конкурировать, а производитель и продавец товара хочет победить покупателя, чтобы покупатель что-то купил и, таким образом, передал свои деньги… и побольше… продавцу или производителю товара. Такое явление – это тоже настоящая конкуренция в скрытой форме, когда производитель и продавец имеют цель получить как можно больше выгоды для себя, но при этом нанести соответствующий ущерб и убытки покупателю, причем, что важно, делается это не всегда честно. И если мы хотим морально улучшить жизнь людей, то все подобные формы явной и скрытой конкуренции тоже желательно ограничить. А чтобы в целом ограничить любые виды конкуренции, нужна в целом замена общества с экономикой, где поощряется конкуренция, на общество, где поощряется обратное явление, сотрудничество, и где постепенно начинается развитие в эту сторону.

Сколько времени еще продержится современная экономическая система, ставящая неограниченную и на деле бесконечно растущую конкуренцию своей основой?

 

Статья с сайта http://commune.ucoz.site/